Почему ребенок ничего не хочет делать. И что с этим делать
Многие родители задаются вопросом, с какого возраста лучше приступать к дополнительному развитию своего ребёнка. И я хочу подчеркнуть именно слово «дополнительно», так как процесс обучения, познания мира происходит естественным образом повседневно.
Ранее развитие ребенка может быть не только полезным, но и вредным
Сейчас на рынке дополняшек и развивашек, мягко говоря, нет дефицита. Танцы, пляски, иностранные языки, ментальная арифметика… как говориться любой каприз за ваши деньги. И главное, что набор детей в такие "кузнецы вундеркиндов" производиться чуть ли не с годовалого возраста.
Давайте разберёмся хорошо это или плохо
У большинства такая постановка вопроса может вызвать недоумение. Ведь развитие, обучение, прогресс ¬– это же однозначно хорошо? Однако такой подход может сыграть злую шутку с вашим ребёнком и даже серьезно испортить ваши с ним взаимоотношения.
Я говорю о таких подводных камнях, как ошибка в выборе секции, несвоевременность дополнительной нагрузки, физическое и/или эмоциональное перенапряжение, и, как следствие, раннее выгорание.
Что касается последнего, то в своей психологической практике я наблюдаю тенденцию, когда даже способные дети и подростки из-за иррационального подхода к нагрузке теряют интерес к делу, которое ещё вчера им нравилось. Случается это потому, что родители, учителя, тренеры и репетиторы сами начинают путаться в приоритетах. Стремятся провозгласить какую-либо «науку» более важной, а порой чуть ли не жизненно необходимой, взрослые забывают при этом, что в сутках 24 часа, и что о приоритетах лучше бы поинтересоваться у самого ребёнка.
Почему ребенок ничего не хочет
Нередко можно услышать от родителей такой аргумент в пользу своей доминации: мол ребёнок ничего не хочет, и мы вынуждены его заставлять учиться, ходить на бокс, плавание, английский, немецкий, хореографию, быстрочтение… а то, как же он в будущем выживет. Но парадокс в том, что именно такое наседание на ребенка и приводит к тому, что он ничего не хочет.
У каждого ребёнка свои способности и таланты. Если вы не разделяете его увлечений, это не означает, что он ничем не интересуется и ничего не хочет делать. В детстве обязательно должно быть время на «бессмысленные» (по мнению взрослых) игры, баловство, из которых и появляются первые ростки настоящей заинтересованности в чем-либо, зарождается искра дела всей жизни. Должно быть прожито настоящее детство. Личность может вырасти самодостаточной, только если предоставить свободу выбора способа изучения этого мира и адекватно подходить к нагрузке. Если вы будете дергать вверх зеленый росточек, он не вырастет быстрее, скорее всего даже он засохнет…
В среднем до шестилетнего возраста 98% всего дополнительного материала необходимо подавать в формате игры. Жесткие требования и рамки могут либо запугать малыша (а значит он будет жить в постоянном стрессе) или вызвать протест, и вы на ровном месте создадите противостояние между вами и вашим «упёртым» чадом.
В результате такого «раннего развития» уже в 6-9 лет ребенка направляют к невропатологу, потому что он или слишком агрессивный или слишком нервный - клеймо гиперактивности наложено и рецепт на успокоительное в кармане у родителей. Мало кто будет разбираться откуда на самом деле ноги растут.
Либо другая крайность - ребенок "слишком" вялый и безразличный. И опять же дорога к невропатологу, который часто не разбираясь выписывает "средства".
Почему так происходит?
Потому что "волшебная таблетка" - это удобно и быстро. Однако, решить возникшую проблему можно только, если изменить то мышление и тот подход, которые привели вас к этой проблеме ( это и есть настоящая "волшебная таблетка", правда не такая удобная и быстрая)
Что же делать
Поставьте себя на место ребенка
"Опуститесь" на его физический и эмоциональный уровень и взгляните на то, что его окружает. Можете прямо физически опустится - встать на колени и взглянуть на этот мир с более низкой точки. Вспомните себя в детстве, вспомните что вы хотели делать и почему хотели это делать (только не забывайте что вы - это вы, а ваш ребенок - это другая личность, он НЕ должен хотеть того же). Прочувствуйте весь день вашего ребенка - сколько у него есть времени, чтобы просто поиграть, чтобы быть беспечным, с каким чувством он идет на те дополнительные занятия, которые вы ему организовали, с каким чувством он возвращается обратно домой (что его там ждет? отдых, друзья, любима игра или домашка и, дай бог, успеть сделать ее до ночи). Объективно оцените его повседневную нагрузку.
А теперь объективно оцените его увлеченность
Увлеченность тем, чем он занимается на дополняшках. Часто есть такая проблема у родителей - им жалко "потерянного" времени - ведь ребенок уже целый год!!! ходит на рисование, значит он ДОЛЖЕН и дальше ходить. А то что же - походит туда, походит сюда и в итоге ничего из него не получится. Но в этот как раз и состоит подвох. Ребенок как раз должен иметь возможность перепробовать. Ему может показаться интересным рисование, но походив пару занятий понимает, что ему это не интересно и он по другому себе это представлял. Он хочет теперь попробовать плавание, но или боится сказать, или родители осуждающе на него смотрят, мол что же ты, ведь ты так хотел пойти на рисование, нет уж походи еще и тебе понравится. Вы могли упустить момент или не дать возможность сменить вид деятельности. А ведь детство и есть тот период, когда человек пробует и выбирает. Выбирает свое любимое дело. Поговорите с ним как с другом (не с позиции взрослого), узнайте его искренние желания и увлечения.
Расставьте приоритеты
Не стоит стремиться, чтобы ребенок был впереди планеты всей по всем-всем направлениям. И в школе по всем предметам, и шашки, и плавание.., и танцует, и поет лучше всех. Даже в школе у любого ребенка есть любимые и нелюбимые предметы. Проанализируйте по каким предметам он легко идет, а какие его мучают. Уменьшите требования по этим мучительным предметам. Мы, адекватные взрослые люди, прекрасно понимаем, что в жизни не потребуются все те знания, которые запихивают в школе. И, пожалуйста, не забегайте в будущее - спокойный уверенный в себе ребенок гораздо лучше сдаст и ЕГЭ, и ОГЭ нежели задерганный паранойями родителей. Выберите приоритетное, его любимое, направление в дополнительном образовании и ребенок сам будет стремиться быть в нем лучшим, потому что ему это интересно. И кстати, не обязательно именно ходить на какие-то кружки, это может быть домашним увлечением.
Хвалите ребенка
Именно похвала дает тот самый стимул и мотивацию. Хвалите даже небольшие победы. Не получилось решить задачу? Но ведь примеры сделал правильно! Находите за что похвалить. Похвала дарит веру в себя, позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно пробовать ещё. А это залог формирования здоровой самооценки.
Почаще позволяйте своему ребенку быть просто ребёнком
И пусть его психоэмоциональное состояние сегодня будет превыше социальных стереотипов и ваших страхов перед будущим. И распространенной современной проблемы, что ребенок ничего не хочет делать, в вашей семье не будет.